Обратная связь


 
Ваше имя*
E-mail*
Сообщение*
 

* - Поля, обязательные для заполнения

  1. Показывать:

Когда автобус лучше поезда и самолёта?

За последние несколько лет качество автобусных перевозок в России поднялось на весьма достойный уровень. Пережив сложный период стагнации в 1990-е годы и этап «дикого» развития в 2000-е, пассажирское автосообщение трансформировалось в надежный, цивилизованный способ передвижения по стране и за ее границы.

Достигнутые результаты, конечно, не являются пределом, и впереди еще много работы. Но доверие к автобусным перевозкам растет. Усовершенствована законодательная база, успешно внедрены системы сбора данных от автовокзалов и перевозчиков, набирает обороты реализация электронных билетов, повысился качественный уровень оказания услуг, больше внимания стали уделять сервису. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что путешествия на автобусе составляют прямую конкуренцию не только ж/д сообщению, но даже в какой-то мере авиаперевозкам.

Перед любым пассажиром в определенный момент встает проблема выбора, какому транспорту отдать предпочтение. Как будет быстрее? Где можно сэкономить? Получится ли найти подходящее время отправления? Все эти вопросы задает себе каждый пассажир. Не вдаваясь в детали сравнения путешествия на автобусе, поезде и самолете можно сделать ряд важных выводов.

  1. Цена билетов на автобус является наиболее выгодной, это самый дешевый вариант поездки. К тому же стоимость автобусного билета всегда остается неизменной – и в момент открытия продажи и за полчаса до отправления рейса билет будет стоить одинаково. Тогда как цена билетов на поезд постоянно растет по мере приближения даты поездки, а привлекательные тарифы на авиаперелеты очень быстро заканчиваются.

  2. Автобус не может обогнать самолет, но вполне справляется с поездом. Комфортабельный автобус, следующий прямым рейсом между двух крупных городов, затрачивает на дорогу меньше времени, чем ж/д состав аналогичного маршрута следования. Быстрее получится только на самолете. Во-первых, состояние автодорог в последние годы стало достаточно хорошим, это позволяет уверенно держать скорость. Во-вторых, современные автобусы оборудованы биотуалетами и даже кухонными уголками, что дает возможность ехать без вынужденных остановок в пути.

  3. Даже маршруты с внушительным количеством ж/д и авиарейсов дублируются большим числом автобусных отправлений. Значит, спрос на автобусные перевозки растет, и пассажиры все чаще делают выбор в пользу автотранспорта.

  4. Маршрутная сетка автобусов более гибкая и насыщенная, чем расписание движения поездов и график вылета самолетов. Вы всегда можете подобрать наиболее удобный рейс, ориентируясь на время его отправления или прибытия. Ж/д и авиатранспорт жестко привязаны к утвержденным схемам движения, автобусное сообщение более мобильно. На рост пассажирского спроса оно быстро дает встречное предложение в виде увеличения числа нужных рейсов. А чем больше рейсов следует по направлению, тем больший выбор времени поездки имеет каждый пассажир.

  5. Поездка на автобусе может быть более комфортной, чем путешествие на поезде. Современные автобусы внутри все больше становятся похожи на салон самолета. Эргономичные кресла с раскладывающейся спинкой, индивидуальные кондиционеры, биотуалет, просторные отсеки для ручной клади, телевизоры – такой комплектации позавидует любой поезд, служащий на железной дороге уже не одно десятилетие. В борьбе за пассажиров ответственные компании-перевозчики не только закупают новые модели автобусов, но и всячески стремятся расширить набор сервисных услуг – предложить горячие напитки и перекусы в дороге, обеспечить работу wi-fi на борту, подобрать достойную медиатеку и даже ввести должность бортового стюарда для каждого рейса.

Имеет смысл провести подробный сравнительный анализ трех основных видов пассажирского транспорта. Чтобы понять сильные стороны того или иного способа передвижения, рассмотрим несколько типовых маршрутов и сравним различные характеристики поездки.


Сразу стоит отметить ряд условий, когда передвижение на автобусе однозначно выигрывает у других способов путешествия. Соответственно подобные примеры не могут быть включены в сравнение.

  1. Когда у автобусного сообщения нет альтернативы. Для небольших городков и малонаселенных пунктов, забравшихся в самые дальние уголки на карте России, автобусное сообщение остается единственным общедоступным транспортом. Тут перечислять преимущества автотранспорта будет как минимум странно.

  2. Когда малонасыщенное расписание поездов не соответствует транспортным потребностям населения. Рейсовое автосообщение остается в приоритете и там, где ж/д движение сведено к минимуму по причине низкого пассажиропотока. Пускать целый состав для перевоза нескольких десятков пассажиров нерентабельно, редкие поезда остаются в расписании для решения муниципальных нужд, а постоянное транспортное сообщение обеспечивается компактными рейсовыми автобусами.

  3. Когда речь идет о внутрирегиональном транспортном сообщении. В отличие от автодорог ж/д сети не могут легко корректировать свой территориальный охват. Маршруты автобусов, связывающие крупные города в каждом отдельном регионе, значительно лучше отражают внутренние социально-экономические связи и текущие потребности пассажиров. Поэтому внутрирегиональное транспортное сообщение в подавляющем большинстве случаев обеспечивается за счет автобусов. Исключением являются Московская и Ленинградская области, где пригородное ж/д сообщение хорошо развито.

  4. Когда межрегиональная поездка на автобусе занимает значительно меньше времени, чем передвижение на ж/д транспорте. Пассажиры без сомнения выбирают автобус, если он идет ощутимо быстрее, нежели поезд. Обычно это вызвано вынужденными различиями в географии прокладки ж/д путей и автомобильных дорог – длина прямой трассы может быть короче петляющих рельсов. Время в пути возрастает также из-за малой скорости движения и большого количество промежуточных остановок.

Перейдем к сравнению путешествий на автобусе, самолете и поезде. Чтобы сопоставление было максимально репрезентативным, возьмем четыре разных автобусных маршрута. Все они начинаются в Москве, но устремляются в прямо противоположные стороны света.

Обозначенные направления широко востребованы среди пассажиров, для каждого из них легко найти альтернативные варианты поездки на поезде или самолете. При выборе исходим также из того, что поездка из столицы в пункт назначения должна происходить без пересадок, не должна быть слишком короткой или, наоборот, излишне затяжной.

·         Восточные маршруты проиллюстрируют Чебоксары.

·         За сообщение с территориями, лежащими к юго-востоку от Москвы, будет отвечать Пенза.

·         Загруженное южное направление представит город-миллионник Воронеж.

·         Запад возьмет на себя столица Беларуси Минск – один из наиболее популярных пунктов назначения в ближнем зарубежье.

Северные территории в выборку не попали, так как не дают полной картины. Города, расположенные в 200-300 км севернее Москвы, не входят в систему гражданского авиасообщения, в них можно добраться только автобусным и ж/д транспортом. К более дальним городам отправляются самолеты и поезда, но не идут прямые автобусы.

 

1. Сравнение цен на автобусные, ж/д и авиабилеты.

Бесспорно, цена – решающий пункт при выборе подходящего билета. Если стоимость проезда окажется неприемлемой, иные характеристики поездки уже не будут иметь никакого значения. Поэтому фактор цены на билет в одну сторону рассматриваем в первую очередь.

Цена билета

 

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

Чебоксары

950 руб.

1419 руб.

1525 руб.

Пенза

1308 руб.

1419 руб.

3203 руб.

Воронеж

700 руб.

1125 руб.

2490 руб.

Минск

1332 руб.

1842 руб.

1695 руб.

Приведенные цены являются минимальным действующим тарифом для каждого типа транспорта. Для ж/д билетов указана цена за плацкартное место, для авиаперелетов выбран самый дешевый тариф среди всех авиакомпаний, выполняющих рейсы по данному направлению.

Важно понимать, что автобусные билеты поступают в продажу приблизительно за 2 недели до даты поездки, и их цена остается неизменной вплоть до момента отправления рейса. Авиабилеты могут появиться в открытой продаже за 3-6 месяцев, ж/д билеты – ровно за 60 дней. При этом их стоимость будет неуклонно расти по мере приближения к дате поездки. Поэтому предсказать реальную цену билетов на самолет и поезд за 1-2 недели до нужной даты невозможно.

Практика показывает, что представленные в таблице минимальные цены на ж/д и авиабилеты ближе к дате поездки возрастут как минимум на 30%. В то время как стоимость автобусных билетов останется фиксированной. Чтобы «поймать» ж/д или авиабилет с привлекательным тарифом, придется озаботиться его покупкой за пару месяцев. Однако, не все пассажиры могут прогнозировать свои поездки в долгосрочной перспективе. Таким образом, цена автобусных билетов является не только наиболее приемлемой, но и предельно предсказуемой, что позволяет более точно планировать бюджет поездки.

 

2. Время в пути.

Принципиальное значение имеет и длительность поездки. Принято считать, что самый быстрый способ передвижения – это самолет. Тем не менее, на коротких дистанциях авиасообщение может проигрывать другим способам путешествия если не по скорости перемещения, то из-за большого количества вынужденных пересадок.

Во-первых, необходимо учитывать дополнительное время, требующееся на дорогу в аэропорт, тогда как на вокзалы и автостанции можно выйти прямо из метро. Во-вторых, следует помнить о том, что регистрация на рейс закрывается примерно за час до вылета. В-третьих, в отличие от ж/д станций и автовокзалов, аэропорты никогда не располагаются в черте города – вы прилетите в более или менее удаленный пригород. Наконец, если вы сдадите вещи в багаж, придется подождать их получения на конвейере.

Беря во внимание все перечисленные условия, стоит уточнить реальное время, которое будет затрачено на путешествие самолетом.

Прибавим к времени нахождения в воздухе приблизительно час на дорогу аэроэкспрессом (усредненные 40 минут в пути плюс приобретение билета и посадка в состав), а также час ожидания в зале вылета и минимум один час на то, чтобы получить багаж и добраться до города. При наилучшем раскладе получается плюс 3 часа к полету.

Скорректируем время передвижения на самолете для выбранных направлений. Получаем 4 часа 20 минут для авиаперелета в Чебоксары и Минск, 4 часа 10 минут – в Пензу, и 4 часа – в Воронеж.

Время в пути

 

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

Чебоксары

11 ч 25 мин

12 ч 40 мин

4 ч 20 мин

Пенза

9 ч 20 мин

11 ч 20 мин

4 ч 10 мин

Воронеж

5 ч 30 мин

6 ч 33 мин

4 ч

Минск

9 ч

8 час 19 мин

4 ч 20 мин

Показано минимальное возможное время в пути из Москвы до конечного пункта назначения для каждого вида транспорта.

Результат достаточно предсказуем. Даже с учетом дополнительного времени самым быстрым способом передвижения остается самолет. Однако он не подойдет тем путешественникам, которые не терпят суеты, стараются избегать множества мелких пересадок и дополнительных телодвижений. В трех случаях из четырех автобус окажется быстрее поезда. В одном – поезд немного обгонит по времени автобус.

 

3. Число автобусных, ж/д и авиационных рейсов в сутки.

Нельзя забывать о пассажирской нагрузке, которую берет на себя тот или иной способ передвижения. Есть прямая зависимость между количеством рейсов и наличием билетов – чем меньше предложение, тем больше ажиотаж. Дефицит билетов, который сопровождается молниеносным ростом цен, характерен для авиаперевозок и ж/д отрасли. На автобусных направлениях с плотной маршрутной сеткой подобные пассажирские «всплески» сказываются в значительно меньшей степени.

В нашем случае берется три крупных региональных центра и одна иностранная столица – социально активные и экономически значимые населенные пункты разного масштаба. Для более верной оценки количественные показатели по рейсам дополняются официальной информацией о численности населения города на 1 января 2016 года.

Число рейсов

 

Население

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

Чебоксары

480 741 чел.

5

2

2

Пенза

524 632 чел.

22

3

3

Воронеж

1 032 382 чел.

59

15

8

Минск

1 966 300 чел.

16

3

8

Приведенные цифры соответствуют количеству постоянных рейсов каждого вида транспорта в типовой календарный период. Учтены как прямые, так и проходящие рейсы. В пиковые дни количество рейсов может быть увеличено.

Число рейсов нельзя сравнивать в их абсолютном значении. Следует помнить, что один ж/д состав вмещает большее количество пассажиров, чем самолет и, тем более, автобус. При этом в проходящих составах лишь часть мест будет занята пассажирами, покидающими вагоны на остановках в выбранных нами городах, а в прямых поездах таких пассажиров будет подавляющее большинство. Этот принцип актуален также для прямых и проходящих автобусов.

На количество курсирующих автобусов, поездов и самолетов сильно влияют социально-экономические факторы. Так, деловые и промышленные связи столицы с городом-миллионником Воронежем требуют увеличенного числа ж/д составов в маршрутной сетке и внушительного количества ежедневных авиавылетов. Столичный статус Минска обуславливает акцент на представительском способе перемещения – воздушном сообщении. Независимо от направления, автобусам отдают предпочтение пассажиры, совершающие поездку для решения частных и бытовых задач. Внушительное количество постоянных автобусных рейсов говорит о высокой востребованности этого вида транспорта.

Чем более тесные социально-экономические связи объединяют Москву с одним из выбранных городов, тем интенсивнее транспортное сообщение между ними. Насыщенность авиасообщения мало влияет на пассажирскую нагрузку, приходящуюся в совокупности на автобусы и поезда, так как этот вид транспорта значительно дороже. Увеличенное число автобусных рейсов наблюдается на маршрутах с небольшим количеством составов в ж/д расписании. Плотная маршрутная сетка автобусного сообщения при достаточном количестве ж/д составов говорит о том, что общественный автотранспорт необходим и оправдывает ожидания пассажиров.

Число ежедневных автобусных, ж/д и авиарейсов отвечает пассажирской нагрузке направлений. Пассажирские перевозки обеспечиваются разнообразным транспортом в необходимом объеме. Нельзя сказать, что какой-то отдельный вид транспорта значительно превалирует над остальными. И этот факт является неоспоримым плюсом. Присматривая билет, пассажир будет иметь хороший выбор и сможет купить тот вариант, который ему подойдет по большинству параметров.

 

4. График движения автобусов, поездов и самолетов.

Весомым фактором при выборе билета является также время отправления и прибытия рейса. Чем больший спектр времени начала поездки имеет пассажир, тем проще ему спланировать путешествие, подстроив дорогу под свои задачи.

Автобусы и поезда проходят все выбранные маршруты за достаточно продолжительное время – от 5,5 до 12,5 часов. Поэтому их время отправления может стоять в любой четверти суток. Оптимальным станет вариант, когда некоторое количество рейсов отходит в течение каждых 6 часов на протяжении всего дня.

Для самолетов, напротив, ночные рейсы неудобны. Совокупное время, затраченное на дорогу, составляет порядка 4 – 4,5 часов. Значит, наиболее комфортными будут вылеты в период с раннего утра до одиннадцати часов вечера.

График движения рейсов в Чебоксары

 

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

0.00 - 6.00

-

-

-

6.00 - 12.00

1

-

-

12.00 - 18.00

-

-

-

18.00 - 0.00

4

2

2

 

График движения рейсов в Пензу

 

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

0.00 - 6.00

-

-

-

6.00 - 12.00

6

-

1

12.00 - 18.00

4

2

1

18.00 - 0.00

11

1

1

 

График движения рейсов в Воронеж

 

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

0.00 - 6.00

1

3

-

6.00 - 12.00

9

4

2

12.00 - 18.00

22

5

2

18.00 - 0.00

27

3

4

 

График движения рейсов в Минск

 

АВТОБУС

Ж/Д

АВИА

0.00 - 6.00

-

-

1

6.00 - 12.00

1

-

3

12.00 - 18.00

-

1

1

18.00 - 0.00

15

2

3

Приведены данные по количеству рейсов, стартующих в разные четверти одних полных суток. Учтены как прямые, так и проходящие рейсы.

Периодичность пассажирского сообщения также зависит от характера социально-экономических взаимосвязей. Чем популярнее направление в целом, тем больший у него спектр по времени отправления рейсов.

Наилучший показатель – у автобусного сообщения. В большинстве случаев автобусные рейсы хорошо рассеяны в течение суток. Можно подобрать удобный рейс в разных временных интервалах. Ему уступает ж/д сообщение: даже если поезда отходят в разных четвертях суток, выбора по времени отправления будет значительно меньше. Рациональные графики вылетов подобраны для авиасообщения, они полностью соответствуют своей доле в общем пассажиропотоке каждого направления.

 

5. Комфорт в поездке.

Самый дискуссионный вопрос при сравнении пассажирских перевозок различным транспортом – уровень комфорта во время поездки. Высказывается много мнений, они подкрепляются более или менее обоснованными доводами. Зачастую причины таких споров кроются в личных привычках пассажиров. Одни способны проспать всю дорогу, не интересуясь какими бы то ни было сервисными услугами, другие не представляют, как можно ехать больше двух часов сидя, третьи непременно хотят дремать под стук колес поезда, а иные – видеть приветливую улыбку стюардессы. Каждый акцентирует внимание на своем.

Поклонников авиасообщения огорчает факт отмены питания на борту и пробки по пути в аэропорт. Любители поездов имеют возможность неспешного приема пищи в дороге, но зачастую ропщут на неприятных соседей по купе, с которыми приходится взаимодействовать много часов подряд. Сторонники экономичного подхода к путешествиям уверенно выбирают автобусы, хотя не отказались бы оптимизировать временные затраты на дорогу. Одним словом, у каждого способа передвижения есть свои безоговорочные плюсы и очевидные минусы.

В любом случае, при выборе билета нужно уделить внимание компании-перевозчику и типу транспортного средства. Разные авиакомпании включают в билет различный набор услуг, а удобство кресел в самолетах зависит от модели лайнера. Купе фирменного поезда сильно отличается от места в плацкартном вагоне обычного пассажирского состава. Правда, степень комфорта в дороге будет явно отражаться на цене билета. Так и в автобусах: один перевозчик одевает свои экипажи в белоснежные перчатки, а другой не замечает треснувшей обивки на креселах.

Принимая решение о покупке билета, найдите немного времени, чтобы просмотреть отзывы в интернете. Вы сможете узнать, ждут ли вас горячие напитки в самолете, надолго ли будет проводник закрывать санузел во время следования по санитарным зонам, и каким кондиционером оборудован ваш автобус.

Может случиться, что поездка в новом комфортабельном автобусе с биотуалетом, телевизорами, крепким кофе и бесплатным wi-fi на борту окажется значительно приятнее, чем путешествие в старом вагоне медленно идущего пассажирского поезда. Если вы решите полететь на самолете, не забудьте уточнить норму багажа, который можно без дополнительной оплаты взять с собой на борт. Иначе доплата за сверхнормативный вес внезапно перекроет всю радость от дешевого тарифа на авиабилет. А вот лишний багаж в автобусе будет стоить недорого – порядка 10% от цены билета.

Cвязаться с нами

Cвязаться с нами

Ваше сообщение успешно отправлено!
Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

Стать партнёром

Стать партнёром

Ваше сообщение успешно отправлено!
Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

Регистрация

Вы получите доступ ко всем возможностям
сайта и более удобный способ заказа.

Авторизация при помощи вашего аккаунта
в социальной сети

Восстановление пароля
Восстановление пароля

Письмо с новым паролем отправлено на адрес Вашей электронной почты